Радуга над храмом

размещено в: Статьи о нас | 0

Воспитанники приюта «Светоч» часть каникул прожили в Серафимо-Дивеевском монастыре

Лето у воспитанников детского приюта «Светоч» прошло в трудах радостных. В Малотимофеевке, где близится к завершению строительство их нового дома, у них уже и огород, и пасека, и две коровы — Чернышка и Майка. Сельский труд городским детям на пользу. Целый день ребята были на свежем воздухе: пололи и окучивали картошку, заготавливали соленья-варенья на зиму, бегали в лес по грибы-ягоды, пчелами занимались, мед гнали. А еще надо было три раза в день подоить коров, переработать то молоко, которое не выпили: сделать сметану, творог, масло; в банный день — баню растопить, тесто на хлеб поставить, на кухне — дежурство утром, в обед и вечером. Весь день расписан.

Загорели, окрепли, надышались вольным воздухом. А в июле десятерым девочкам мама Лиля сделала давно обещанный подарок: поездку в Дивеево.

Если раньше считалось, что лучший отдых для школьника — в пионерском лагере, то сейчас появились варианты. Кто с родителями в Турцию едет загорать, кто в Англию, английский язык усовершенствовать, кто в турпоходы отправляется по родному краю — в Боровое, Зеренду, на Селету. А воспитанники «Светоча» второй раз уже поехали по святым местам, в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Дело в том, что «Светоч» во многих отношениях необычный приют. 

На самом деле это давно уже большая семья, в которой живут сорок восемь детей, мама Лиля и две воспитательницы — тетя Юля и тетя Наташа. Живут по православному уставу: то есть с молитвой, по божьим заповедям, в любви и согласии: читают, поют, трудятся. И очень дорожат своим домом, в котором нашли спасение от горя сиротства и любовь мамы Лили. Православная вера дает этим детям то, что, к сожалению, редко встретишь у современных тинейджеров: нерушимые нравственные принципы, духовную крепость и стремление к высшим ценностям. Так что ничего удивительного нет в желании девочек поехать в паломничество, к батюшке Серафиму.

Серафимо-Дивеевский монастырь, куда направились наши паломницы, славится своей святостью со дня своего основания. Основала монастырь в Саровской пустыни Агафья Семеновна Мельгунова, помещица, принявшая монашество. А духовную поддержку всегда оказывал дивеевским сестрам батюшка Серафим. Он выработал для них устав — правила, по которым до сих пор живут дивеевские сестры.

Паломницы наши заранее написали письмо в Серафимо-Дивеевский монастырь: можно ли приехать, помолиться, послушание взять, то есть потрудиться для монастыря? И получили по факсу письмо: «Рады видеть вас в своей обители в августе». Так наши десять девочек от 8 до 18 лет с двумя воспитательницами, Юлей и Наташей, оказались в Дивеево. Все в длинных юбках, в одинаковых белых платочках в золотую крапинку. Паломницы же! Все с желанием духовно укрепиться, прикоснуться к мощам батюшки Серафима. Ну и попросить его о чем-то своем.

Матушка Нина, что взяла юных паломниц под свою опеку, повела их в монастырскую гостиницу, разместила в просторной келье. Шкафчик, иконы в красном углу, двухъярусные кровати. Все просто, красиво, а двери — не закрываются. — А правда, что если в 4 утра пойти на Канавку, где прошла Богородица, то можно ее и увидеть? — затаив дыхание, спрашивали девчонки.

Но матушка не одобрила суетного желания лицезреть чудеса: — Ни к чему это, спите. Главное, знайте, что, пока ходите по этой земле, вы у Царицы Небесной как на ладони. Она сверху все видит, всю вашу искренность.

…Сами-то монахини спят по 2—4 часа. Все остальное время — в молитвах и трудах. Но девочек, конечно, берегли как могли. Послушание им выпало: на огороде — собирать жука колорадского да смородиновые листики, в трапезной — кормить паломников и в самом храме — стоять возле подсвечников, следить за свечами.

А служба в храме, между прочим, 4—6 часов длится. — Ваши дети, конечно, особенные. Но неужели не уставали стоять столько на ногах? — спрашиваю у воспитательниц. — Так не на курорт ехали, а потрудиться во славу Божию. Но мы каждый день прикладывались к раке с мощами батюшки Серафима. А после этого силы прибывает, на целый день! И служба стоится легко, и не простываешь. Мы ведь каждый день и в святые источники окунались, по три раза, с головой. Вода — ледяная, аж зубы сводит. И никто не заболел, не засопливил. Туда пока ехали, ячмень у одной нашей девочки соскочил. В Дивеево приехали — за сутки рассосался.

А людей сколько было на праздник Серафима, 1 августа! Из Белоруссии, Украины, Якутии, даже из Китая. Там Канавка есть такая, где, по преданию, сама Богородица однажды явилась Серафиму Саровскому. И вот паломники ходят там с четками, молитвы читают, просят о своем. Часто ходят они босиком, даже, как говорят, по снегу. — Еще что видели чудесного?

— В Муроме были, в Троицком монастыре там нетленные мощи преподобных Петра и Февронии Муромских — покровителей православной семьи. В этом городе в день их памяти продают и дарят «февроньки» вместо «валентинок».

Там нас так вкусно накормили в монастырской трапезной: чай на травах, салатик, рыба по-флотски, хлеб с отрубями. Мы ведь тоже сами печем хлеб дома, так экономнее выходит, да и вкуснее. Сестры обещали нам прислать рецепт своего хлеба, по факсу. — А еще мы прикладывались к мощам Ильи Муромца…

— Это который из сказки?

— Это не сказка, он правда жил. И мощи его в Киеве лежат, а в Муроме — только частица. Мы зашли в церковь, думаем: «Что за аромат? Цветет что-то?» А как подошли к раке… Не передать это благоухание, на всю церковь! Чудо.

Там еще изваяние Ильи, выполненное местным художником-резчиком по результатам исследований мощей преподобного. В былинах сказано, что Илья Муромец сиднем сидел на печи 30 лет, а потом его исцелили калики перехожие, и он сразу пошел свои подвиги совершать. Нам рассказали, что экспертиза останков Ильи, хранящихся в Антониевой пещере Лавры, подтверждает предание о его недуге. Следы многочисленных прижизненных переломов также свидетельствуют о воинственном характере Ильи Муромского. Исследователи реконструировали его облик и уточнили время смерти — 1188 год. Все, что известно о его жизни, почерпнуто из былин, не из летописей, канонического жития ему составлено не было. Зато есть сведения об Илье Русском в германских поэмах XIII века, основанных на более ранних сказаниях.

— Все-таки странно. Молились, трудились. И ни разу не запросили мороженого, телевизора?

— Телевизора точно не просили, а мороженое было! Батюшка Андрей нас благословил и денежки дал на мороженое. А еще мы пели в храме акафист и песни духовные. Нас иначе как детки-певуньи не называли.

В первый-то раз как запели мы после службы, так все повернулись к нам с удивлением. И так хорошо слушали! Некоторые плакали, молились чтобы Господь не оставил наших детей. Потом замучили вопросами: «Вы откуда? А диск у вас есть? А где купить?» Надарили сухариков, шоколадок постных, дивеевских.

И очень часто приходим мы в келью свою, а на столе — мисочка малины или крыжовника, смородины для нас. Спросим: «Кто принес?» Отвечают всегда одинаково: «Батюшка Серафим благословил».

— Ну а чудеса-то видели?

— В день памяти батюшки Серафима такая радуга сияла над храмом! И птицы пели на куполах. Уезжали оттуда — плакали, так не хотелось со всеми расставаться. Даров нам надарили разных — несколько тюков с шубами, вещами. — Из-за этих тюков чуть беда не случилась, — рассказывает воспитатель Юлия Горленко. — В Арзамасе была пересадка, надо было сесть в поезд, который стоит всего две минуты. Мы с Натальей Анатольевной план разработали такой: они с детьми садятся в вагон, потом старшие возвращаются за мной и вещами. Но вагон наш оказался в самом конце поезда! Они побежали, и я поняла, что никак им за мной не успеть, останусь тут одна, без билета и без документов, с шубами.

Как это все произошло за две минуты? Выглянули проводницы из вагона. Я им сразу кричу: «Пустите меня в ваш вагон! Не успеваю до своего добежать!» — «Да точно ли есть билет?» — «Есть!»

А тут еще двое пассажиров появились: «Помочь?»

Потом я шла по вагонам, обвешанная баулами, через вагон-ресторан, в белом своем платочке и с ладанкой на груди. Вошла в наш вагон, а там — смятение, крик, стоп-кран собрались срывать. Дети зареванные сразу повисли на мне: «Тетя Юля, мы думали, вы остались!» — «Да нет, говорю, дорогие мои, все хорошо. Слава Богу за все!»

Справка

>> Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых в православии. Жил в первой половине XVII века, отшельником. Совершил многие чудеса и исцеления, привел к вере тысячи людей. >> Многие пророчества Серафима Саровского уже исполнились. Верующие до сих пор обращаются к нему за помощью, получают исцеления.

n Паломники едут в Дивеево круглый год. Особенно многолюдно здесь летом. Огромные очереди выстраиваются на исповедь, на причастие, на окунание в святых источниках. И, конечно же, чтобы прикоснуться к нетленным мощам преподобного Серафима Саровского.

>> Тому, что тела некоторых людей не истлевают, а остаются нетленными, да еще и источают чудесный аромат, никакого научного объяснения не существует. Но для верующих людей это неопровержимый признак святости человека. Тем более что тела такие обычно принадлежат людям, известным при жизни своими добродетелями и духовными подвигами, пророчествами.

>> Мощи преподобного Серафима Саровского были перевезены из Москвы в Дивеево, и уже по пути, при стечении богомольцев по всей России происходили чудесные исцеления.

>> В Троицком соборе Дивеево и упокоились мощи преподобного Серафима.

>> Болящие исцеляются не только у раки с мощами, но и в четырех святых источниках — преподобного Серафима, Казанской Богородицы, Иверской Богоматери и дивеевской матушки Александры.

Пророчества пр. Серафима

(из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря) …Земля же под нами вся святая, и все живущие на ней и по окрестностям все спасутся… …Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пребудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия Царица Небесная каждые сутки посещает Дивеево!